Трасса поперек горла: как строители платного дублера МКАДа связаны с «Роснефтью»

0
148

«Собеседник» №12-2021

Трасса поперек горла: как строители платного дублера МКАДа связаны с "Роснефтью"

Строительство очередной платной трассы в Подмосковье выводит людей на митинги. Под угрозой – десятки домов, а следы ведут к «Роснефти»…

Тихий район в промзоне

Рабочий полдень в подмосковной Балашихе. По тропинке мимо небольшой речки Пехорка прогуливаются молодые мамочки с колясками. Мужчины у подъезда обсуждают насущные проблемы. Дети возвращаются из ближайшей школы, лавируя между луж. В воздухе стоит странный аромат – похоже то ли на комбикорм, то ли на какие-то специи…

Вы чувствуете этот запах? – спрашиваю у местных.

– Это, наверное, от промзоны запах идет, – отвечает жительница Речной улицы Ольга. – Нас тут со всех сторон окружает промзона. Вот там полигон ТБО, рядом обойная фабрика, а за спиной – кирпичный завод. Так что у нас тут целый набор ароматов. А скоро к ним может прибавиться и трасса с выхлопами от машин. Причем еще и платная.

В последние несколько лет тысячи жителей микрорайонов Кучино и Керамик в Балашихе живут в тревожном ожидании. С тех пор, как стало известно, что в нескольких десятках метров от их домов пройдет платная дорога Солнцево – Бутово – Видное – Каширское шоссе – Молоково – Лыткарино – Томилино – Красково – Железнодорожный. Шестиполосная трасса должна стать дублером МКАДа – кольцевая не справляется с автомобильным потоком. Замысел вроде благой, но крайними вновь окажутся простые люди.

– Мы специально покупали квартиры в живописном месте – рядом озеро, река Пехорка, недалеко до железнодорожной станции. Сам район довольно тихий, находится на отшибе. Есть детский сад, построенный рядом с нашим микрорайоном, взрослая поликлиника, школа, которая существует уже лет 50. Мы здесь часто видим бобров, в реке живут утки… А трасса пройдет через наш благоустроенный сквер, куда было вложено 30 млн рублей, – объясняет Ольга.

Справка

Проезд по новой платной дороге будет стоить 10 рублей за километр. Расчетная скорость движения составит 120 километров в час. Строительство трассы планируют начать в IV квартале 2021 года и завершить в IV квартале 2024-го.

Путин как последняя надежда

Из окон домов на Речной улице виден полигон твердых бытовых отходов, прогремевший на всю страну во время прямой линии Владимира Путина в 2017 году. Тогда главе государства пожаловался на свалку местный житель. Путин назвал ситуацию недопустимой. В тот же день губернатор Подмосковья Андрей Воробьев приехал на полигон, а уже спустя неделю его закрыли. Полигон ТБО не работает уже четыре года, но дух его все равно чувствуется.

– Площадку свалки вроде бы облагородили, озеленили, закопали и засеяли газоном. Но все равно от нее исходит специфический запах. Вот сейчас, например, пахнет газами, – сетует жительница Речной улицы Вера Бузанова.

Не успели люди порадоваться закрытию смердящей свалки, как пришла новая беда. Причем с той же стороны. Трасса – дублер МКАДа пройдет между бывшим полигоном ТБО и заводом обоев, затем зайдет на территорию жилого микрорайона и далее – вдоль реки Пехорка мимо других домов.

– Проект трассы нарушает все возможные строительные СНИПы, – возмущается еще одна местная жительница Екатерина. – Она должна быть отдалена от реки на расстояние минимум 50 метров. И хотя бы на такое же расстояние от жилых домов. А здесь от дома до дома – всего 100 метров. И между ними втиснут шесть полос автодороги!

Беда не приходит одна

Плохая экология и выхлопные газы от трассы покажутся цветочками. Строительство дублера МКАДа может угрожать еще и безопасности жителей нескольких домов, говорят наши собеседники.

– Берег реки находится в аварийном состоянии – он постепенно съезжает в воду. И обвал приближается к одному из домов, – жалуются люди.

В балашихинских микрорайонах уже случалось нечто подобное. Несколько лет назад властям пришлось расселить 16-этажный дом, расположенный на берегу Пехорки. Как рассказывают местные жители, со временем фундамент здания подмыли грунтовые воды, из-за чего оно начало крениться. Людей пришлось расселять, а здание укреплять. После двух лет работ грунтовые воды вывели где попало, чтобы они не подмывали дом, а жителей заселили обратно. Теперь мимо этого дома как раз и пройдет трасса.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Белый дом намерен "непрерывно" вводить новые санкции против России

Какая может быть альтернатива платной трассе? Где-то ведь она все равно должна пройти? – уточняю у местных жителей.

– Мы предлагали, чтобы наш кусок трассы перенесли на Керамическую улицу (она в полукилометре от мкрн Кучино. – Ред.), но нам ответили, что там большая площадь сноса. А на самом деле там стоят двухэтажные бараки, которые и так должны сносить, – сказала Ольга.

Ответа нет

Люди настроены на диалог с властями, да вот только чиновники говорить с ними не хотят. Местные жители уверяют, что до сих пор не получили ни одного вразумительного ответа по поводу строительства трассы.

– Мы отправляли огромное количество обращений во всевозможные инстанции, но получаем лишь отписки. Судя по всему, они даже не смотрят в генеральный план, отвечают общими формулировками. И сегодня мы не имеем даже отдаленного представления, на какой высоте пройдет трасса, как она в принципе будет выглядеть, – возмущаются люди.

Письма писали во многие ведомства – от Минтранса до Генпрокуратуры. В итоге федеральные ведомства всё спускают на местный уровень. А оттуда приходят ответы вроде таких: «Предложения жителей городского округа Балашиха о переносе трассы нецелесообразны в связи с большим сносом жилой застройки, ненормативными радиусами поворота трассы, увеличением протяженности путепроводов через магистральные железнодорожные пути».

Несмотря на то, что вопрос вроде как окончательно не решен, первые работы уже начались. Несколько месяцев назад местные жители застали геологов, которые проводили изыскательские работы.

– Геологи брали пробы грунта, но представители администрации каждый раз нам говорили, что они не в курсе этих работ. Приезжала полиция и забирала этих несчастных геологов. В итоге они уехали, но через полгода вернулись с распечатанным плакатом, какая организация проводит эти работы, – рассказали мне активисты.

Кто строит?

Строительством дублирующего МКАД полукольца по концессии с Подмосковьем займется группа компаний «Регион». Инвесторы сами предложили построить дорогу, а других претендентов не нашлось.

«Регион» считается компанией, близкой к «Роснефти», – она управляет пенсионными средствами НПФ нефтяной компании, а в 2013-м сообщалось, что «Регион» выступит организатором размещения облигаций «Роснефти» общим объемом 40 млрд руб.

Есть еще одна связь. В инвестиционную компанию «Регион» входит ООО «УК Портфельные инвестиции». В 2011-м эту компанию «Региону» продала все та же «Роснефть». Позднее стало известно, что «Портфельные инвестиции» через ЗПИФ «Коммерческие инвестиции» распоряжаются 0,6% принадлежащего нефтяной компании «Роснефть» Всероссийского банка развития регионов.

Согласно итогам торгов, строительство дороги протяженностью 53 км и шириной от четырех до восьми полос обойдется в 86,7 млрд руб. Срок концессии составляет 29 лет.

30 декабря 2020-го правительство Московской области опубликовало постановление, которым утвердило планировку территории для строительства дублера МКАДа. Местные жители говорят, что готовы протестовать и выходить на митинги, если власти их так и не услышат.

«Собеседник» направил запросы в администрацию Московской области, Минтранс и ГК «Регион».

Кстати

Будущим соседством с дублером МКАДа недовольны не только обитатели Балашихи. В феврале на митинг вышли жители поселка Мирный – трасса пройдет через лес на границе населенного пункта. Недовольны и жители города Видное – там трасса может пройти по частным домам, которые ради этого снесут. А в декабре у жителей малоэтажного дома в Южном Бутово власти снесли вместе с забором все постройки во дворе – баню и сарайки. Они были названы самостроем, но люди связывают произошедшее с будущим строительством дороги.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №12-2021 под заголовком «Трасса поперек горла».